Метеорологические данные являются важной входной информацией при моделировании дальнего переноса и выпадения загрязняющих веществ в атмосфере. Результаты синоптических и аэрологических измерений метеопараметров не могут быть непосредственно поданы на вход расчетной модели без предварительной обработки по следующим причинам. Для расчетов необходимы значения переменных на регулярной сетке, а станции наблюдения случайным образом распределены по поверхности Земли. Кроме того, большинство параметров, необходимых для моделирования атмосферного переноса загрязняющих веществ, не измеряются непосредственно, а являются диагностическими. Таким образом, для подготовки наборов сеточных метеорологических параметров с требуемым временным и пространственным разрешением необходимо использовать систему предварительной обработки (препроцессинга) измеренных данных. Методология метеорологического препроцессинга отрабатывалась в МСЦ-В на протяжении многих лет. Первоначально она применялась на региональном уровне (регион ЕMEP), позже была адаптирована для глобального масштаба.

Ниже кратко описаны основные аспекты методологии подготовки метеорологических данных в МСЦ-В. Более подробная информация содержится в технических отчетах МСЦ-В.

 

Метеорологические модели

Подготовка исходных метеоданных (дискретных многомерных наборов значений метеорологических параметров) производится в режиме “офф-лайн”, т. е. заранее, до запуска моделей атмосферного переноса загрязняющих веществ. Для этого в настоящее время используются три следующих системы моделирования: WRF, MM5 и GEM..

Mодель пятого поколения MM5 (The Fifth-Generation Mesoscale Model) была разработана Университетом штата Пенсильвания и Национальным центром атмосферных исследований США (NCAR) для прогнозов мезомасштабной атмосферной циркуляции. Эта модель была адаптирована МСЦ-В для расчетов метеорологических параметров в региона ЕМЕП.


Мультимасштабная модель GEM (The Global Environmental Multiscale Model) разработана Канадским метеорологическим центром (СМС) в сотрудничестве с рядом организаций для комплексного прогнозирования и системы ассимиляции данных. Эта модель используется в МСЦ-В для генерации метеорологических данных на глобальном уровне.


Модель WRF (The Weather Research & Forecasting Model) является представителем последнего поколения мезомасштабных численных систем для оперативного прогнозирования погоды и исследований атмосферы. В ее разработке принимали участие Национальный центр атмосферных исследований США (NCAR), Национальное управление океанических и атмосферных исследований США (Национальный центр по прогнозированию окружающей среды (NCEP)) и ряд других организаций. Модель работает на всех масштабах от локального до глобального. В настоящее время происходит постепенный переход от MM5 и GEM к WRF в моделировании на региональном и глобальном уровнях.

 

Входные данные

Для метеорологических моделей, перечисленных выше в качестве исходной информации используются данные оперативного анализа ECMWF. Эти данные используются в качестве начальных условий и применяются в процессе моделирования.

 

Пространственные масштабы и разрешения. Карта прогнозов.

Рис 1. Возможности метеорологических моделей по работе
в разных пространственных масштабах и картографических
проекциях

 

 

МСЦ-В выполняет численное моделирование атмосферного переноса загрязнителей воздуха в различных пространственных масштабах (глобальном, региональном, локальном) и картографических проекциях (широтно-долготной, полярной стереографической). Все перечисленные выше метеорологические модели многомасштабны. Работать в обеих проекциях, используемых в настоящий момент в МСЦ-В, способна только модель WRF. Возможности метеорологических моделей по работе в различных пространственных масштабах и в разных проекциях показаны на рис.1.

Моделирование в глобальном масштабе осуществляется с пространственным разрешением от 5ox5o к 1ox1o (широтно-долготная сетка). В региональном и локальном масштабах моделирование выполняется с разрешением от 50х50 км2 до 5х5 км2 (полярная стереографическая проекция). Для обеспечения согласованности наборов метеорологических данных в различных масштабах применяется нестинг. Пример результатов многомасштабных расчетов показан на рис. 2.

 

Глобальная область, 1ox1o
 
Область EMEП, 50x50 км2
 
Чешская Республика, 10x10 km2

 

 

Рис.2. Расчетные пространственные распределения среднемесячной температуры воздуха на высоте 2х м в феврале 2008 года в разных масштабах

 

Расчетный цикл


Рис. 3. Схема расчетного цикла

Процесс подготовки метеорологических данных за длительный период времени (месяцы или годы) организован как последовательность краткосрочных запусков метеорологических моделей. Каждый из них начинается с цифровой фильтрации (для гашения высокочастотных колебаний) и состоит из двух основных частей: разгона и прогноза (рис. 3), продолжительность которых может быть разной (зависит от модели). Расчетные результаты последней фазы работы метеорологической модели (прогноз) сохраняются и в дальнейшем используются в качестве входных данных для моделей атмосферного переноса химических веществ.

 

Метеорологические параметры

Список метеорологических параметров, задействованных в моделях переноса ТМ и СОЗ и их использование в моделировании, приведен в таблице 1.

Таблица 1. Метеорологические параметры, используемые при моделировании атмосферного переноса ТМ и СОЗ
Параметр   Обозначение     Размерность   Применение
  Поверхностное давление ps 2D   Плотность воздуха, атмосферный перенос
  Компоненты скорости ветра U,V 3D   Атмосферный перенос
  Температура воздуха Ta 3D

  Плотность воздуха, химия атмосферы, сухое осаждение  

  Смесевое соотношение водяного пара qv 3D   Плотность водуха, сухое осаждение
  Смесевое соотношение воды qw 3D   Химия атмосферы, внутриоблачное вымывание
  Смесевое соотношение льда qi 3D   Внутриоблачное вымывание
  Неконвективные осадки Rs 3D   Влажное выведение
  Конвективные осадки Rc 3D   Влажное выведение
  Коэффициент турбулентной диффузии   Kz 3D   Вертикальная турбулентная диффузия
  Параметр Монина-Обухова L 2D   Стабильность, сухое осаждение
  Поверхностная температура Ts 2D   Природная эмиссия и ре-эмиссия
  Высота снежного покрова Hs 2D   Природная эмиссия и ре-эмиссия

 

Оценка предварительной обработки метеорологических данных

Для проведения оценки полученных метеорологических данных результаты расчетов сравниваются с данными измерений. Используются два вида измерений: поверхностные и аэрологические.

Расчетные поля осадков сравниваются с суточными данными из базы поверхностных измерений GSN (GCOS Surface Network).

12-часовые данные приповерхностных и аэрологических наблюдений радиозондовой базы данных NOAA/ESRL (RAOB) используются для сравнения с результатами расчетов следующих параметров: температура воздуха, влажность воздуха, геопотенциальная высота, компоненты скорости ветра.

Для характеристики степени соответствия расчетных и измеренных значений метеорологических величин используются следующие статистические показатели: BIAS, среднеквадратическая ошибка (RMSE), коэффициент корреляции (Rcorr). Кроме того, рассматривается усредненная статистика двух типов:

  • пространственные показатели, усредненные по времени (RMSEspace, Rcorr-space);
  • временные показатели, усредненные по измерительным станциям (RMSEtime, Rcorr-time).

Примеры сравнения модельных и измеренных данных представлены на рис. 4-5. Временной ход температуры воздуха на двух метеостанциях RAOB приведен на рис.4. Диаграмма рассеяния рассчитанных и измеренных среднегодовых температур у поверхности Земли показана на рис 5.

 

Рис. 4. Сравнение приповерхностной температуры воздуха, рассчитанной по моделям WRF и GEM, с измерениями метеорологических станций 72520 (США) и 2836 (Финляндия) в январе и июле 2001 года
Рис. 5. Диаграмма рассеяния сренегодовой
температуры воздуха на высоте 2 м.
Представлены измерения из базы данных
RAOB и расчеты по модели GEM для 2001 г.
 


Примеры вертикальных профилей усредненных по станциям статистических показателей приведены на рис. 6.

Помимо сравнения с результатами измерений, пространственные распределения метеорологических параметров сопоставляются с данными метеорологических ре-анализов ECMWF (ERA-40) и NCEP-DOE, количество осадков - с набором данных на основе спутниковых измерений проекта GPCP. На рисунке 7 в качестве примера приведены глобальные распределение годового количества осадков, построенные на основе результатов расчетов по модели GEM, данных ре-анализов и GPCP.

 

Рис. 6. Сравнение расчетной температуры воздуха в январе 2001 (модели WRF и GEM) с 12-часовыми измерениями из базы данных RAOB. Приведены усредненные по станциям вертикальные профили статистических показателей

 

 
Модель GEM
 
Сеточные данные GPCP
 
Ре-анализ ERA-40
 
Ре-анализ NCEP/DOE
Рис. 7. Пространственные распределения годового количества осадков (2001 г.), построенные на основе расчетов по модели GEM, данных ре-анализов ERA-40 и NCEP/DOE и данных проекта GPCP
Наверх

Meteorological data is one of key input parameters when modelling long-range transport and deposition of atmospheric pollutants. Most of the meteorological parameters required for modelling of pollutant atmospheric transport are not available from the routine synoptic or aerological observations. Moreover, observation stations are randomly distributed over surface, whereas the modelling needs data on a regular grid. Therefore, it is necessary to use a pre-processing system, which can prepare gridded consistent meteorological parameters with certain temporal resolution. The methodology of meteorological preprocessing has been worked out over many years at MSC-E. Originally it was applied at a regional scale (EMEP domain), later it was adapted to a global scale.

Below the main aspects of meteorological data preparation at the MSC-E are briefly described. More detailed information about meteorological data processing and evaluation at MSC-E is available in technical reports.

 

Meteorological drivers

Atmospheric transport models of MSC-E utilize off-line meteorological information. This means that meteorological data are not generated in the process of calculations, but periodically supplied into the model as input data. Therefore, meteorological data are prepared in advance and stored in the same model grid as used in the transport models. Therefore, meteorological drivers are used to generate sets of meteorological parameters consistent in space and time. At present time three following drivers are used: WRF, MM5, and GEM.

The Fifth-Generation Mesoscale Model (MM5) is the model designed to simulate or predict mesoscale atmospheric circulation. MM5 was worked out at Pennsylvania State University and National Center for Atmospheric Research (NCAR). This driver was adapted for simulation of meteorological parameters over the EMEP domain.

The Global Environmental Multiscale Model (GEM) is an integrated forecasting and data assimilation system developed in the Recherche en Provision Numerique (RPN), Meteorological Research Branch (MRB), and the Canadian Meteorological Centre (CMC). This model is used for generation of meteorological data over the global scale.

The Weather Research & Forecasting Model (WRF) is a next-generation mesoscale numerical weather prediction system designed to serve both operational forecasting and atmospheric research needs. It has been developed in a collaborative partnership, among the National Center for Atmospheric Research (NCAR), the National Oceanic and Atmospheric Administration (the National Centers for Environmental Prediction (NCEP)) and several other agencies. This model is capable of simulating meteorological fields both at regional and local scales. Gradual transition from MM5 and GEM to WRF is ongoing.

 

Input data

ECMWF operational analysis data data are currently used as input information for meteorological drivers listed above. These data are used as initial conditions and are assimilated during simulation cycle.

 

Spatial scales and resolutions. Map projections

MSC-E perform numerical modeling of air pollutants atmospheric transport in different spatial scales (global, regional, local) and map projections (latitude/longitude and polar stereographic). All the meteorological drivers currently used are multi-scale. Only the WRF model can work both in latitude/longitude and polar stereographic projections. The potentialities of meteorological drivers related to spatial scales/grid projections are illustrated in Fig.1.

Global-scale modeling is performed with spatial resolutions from 5ox5o to 1ox1o (latitude/longitude grid). Regional/local scale modeling is carried out with resolutions from 50x50 km2 to 5x5 km2 (polar stereographic projection). Nesting procedure is used to provide consistent meteorological data sets at different scales. The example of multi-scale calculation results is shown in Fig. 2.

 

Fig. 1. Potentialities of meteorological drivers
related to spatial scales/grid projections

 

Global domain, 1ox1o   EMEP domain, 50x50 km   Czech domain, 10x10 km

 

 

Fig.2. Calculated spatial distributions of monthly averaged air temperature at 2m in February 2008 in different scales

 

Calculation cycle


Fig. 3. Calculation cycle scheme

The process of preparation of meteorological data for the long period of time (one or several years) is organized as the sequence of short period meteorological model runs. Each of these runs consists of the two parts: spin-up and forecast (Fig. 3). The lengths of these periods can be different (it depends on model. To filter out the high-frequency oscillations each short period model run begins with the digital filtering. The modeling results of the forecast period are stored and further used as the meteorological input for the EMEP chemical transport models.

 

Meteorological parameters

List of the parameters involved in transport of HMs and POPs and their usage in modeling is given in Table 1.

 

Table 1. Meteorological parameters used in modelling of atmospheric transport of HMs and POPs are presented in the table below
Parameter Notation Dimension Usage
 Surface pressure ps 2D  Air density, atmospheric transport
 Components of wind velocity U,V 3D  Atmospheric transport
 Air temperature Ta 3D  Air density, atmospheric chemistry, dry deposition
 Water vapour mixing ratio qv 3D  Air density, dry deposition
 Liquid water mixing ratio qw 3D  Atmospheric chemistry, in-cloud scavenging
 Ice mixing ratio qi 3D  In-cloud scavenging
 Stratigorm precipitation Rs 3D  Wet removal
 Convective precipitation Rc 3D  Wet removal
 Eddy diffusion coefficient Kz 3D  Vertical eddy diffusion
 Monin-Obukhov lengh* L 2D  Stability, dry deposition
 Surface temperature Ts 2D  Natural emission and re-emission
 Snow cover height Hs 2D  Natural emission and re-emission

 

Evaluation of pre-processed meteorological data

In order to perform evaluation of the output of meteorological models simulation results are compared with measurement data. Two kinds of measurements are used in the evaluation: surface measurements and upper-air observations.

To compare calculated precipitation fields with measurements surface observations of daily precipitation amount from the GCOS Surface Network (GSN) are employed.

Near-surface and upper-air observations from the NOAA/ESRL Radiosonde Database (RAOB) with 12-hour resolution are used for the comparison of computed and observed data. The following meteorological variables are involved in the comparison: air temperature, air humidity, geopotential height, and wind speed components U and V.

To characterize the level of agreement between the calculated and measured values of meteorological variables the following statistical indicators are used: BIAS, root mean square error (RMSE), and correlation coefficient (Rcorr).

The examples of the comparison of modeling and measurement data are presented in Fig. 4-5. Temporal variations of air temperature at two particular RAOB sites are given in Fig.4. Scatter plot of annual mean near-surface calculated and measured temperatures is shown in Fig 5.

 

Fig. 4. Comparison of near-surface air temperature calculated by WRF and GEM models with measurements of the meteorological sites 72520 (USA) and 2836 (Finland) for January and July 2001

 

Fig. 5. Scatter plots of measured annual mean
surface air temperature at 2m height obtained
from RAOB database versus calculated by GEM
modes for 2001

Two main types of averaged statistics are calculated:

  • spatial indicators averaged on time moments (RMSEspace, Rcorr-space);
  • temporal indicators averaged on measurement sites (RMSEtime, Rcorr-time).

The examples of vertical profiles of site-averaged statistical indicators are given in Fig. 6.

In addition to the comparison with measurements, the spatial distribution of selected meteorological parameters calculated are compared with the data of two meteorological re-analysis products: ECMWF (ERA-40) and NCEP-DOE. Precipitation amount is also compared with the dataset based on satellite measurements prepared by the GPCP project. For example, the spatial distributions of annual precipitation amount simulated by the GEM model, obtained from ECMWF ERA-40 and NCEP/DOE re-analyses, and according to GPCP product for 2001 are presented in Fig. 7.

 

 

 

Fig. 6. Comparison of air temperature for January 2001 obtained by WRF and GEM simulations with 12-hour measurements from RAOB database. Site-averaged vertical profiles of statistical indicators

 

GEM model
gridded precipitation of GPCP
ERA-40 reanalysis
NCEP/DOE reanalysis
Fig. 7. Spatial distribution of annual precipitation amount for 2001 calculated by GEM model, obtained from re-analyses ERA-40 and NCEP/DOE, and according to GPCP product based on satellite data

 

Go to top