GLEMOS (Global EMEP Multi-media Modelling System) — мульти-масштабная модельная платформа для оценки загрязнения окружающей среды широким кругом токсичных веществ, разработанная в рамках программы ЕМЕП. GLEMOS предназначена для численного моделирования распространения, циркуляции и накопления разнообразных загрязняющих веществ (например, таких как тяжелые металлы и стойкие органические соединения) в природных средах (атмосфера, океан, почва, растительность). Характерной особенностью платформы является, возможность выбора как модельного домена (от глобального до локального масштаба), так и и пространственного разрешения. Модульная архитектура системы позволяет гибко настраивать конфигурацию модели под условия конкретной задачи и свойства загрязняющего вещества.

 

Сфера применения

Сфера практического применения GLEMOS включает:

  • Многосредовое моделирование загрязнения окружающей среды разнообразными токсичными веществами на различных масштабах (от глобального до локального)
  • Оценки долгосрочного накопления и циркуляции загрязняющих веществ в природных средах
  • Оценка межконтинентального переноса загрязняющих веществ и его влияния на уровни загрязнения в различных регионах
  • Построение будущих сценариев загрязнения и его взаимосвязи с изменением климата

 

Модульная архитектура

        
Общая схема модульной архитектуры
системы моделирования GLEMOS

Модульная архитектура является ключевой особенностью модельной платформы GLEMOS. Ее целью является гибкость выбора и настройки модельной конфигурации при моделирования загрязняющих веществ с сильно отличающимися свойствами. Каждый тип природной среды представлен в модели набором процедур, описывающих общие процессы, которые объединены в программные модули. Каждый модуль может быть присоединен или отключен от модели на этапе компиляции кода при помощи управляющих скриптов. Все загрязняющие вещества объединяются в группы, характеризующиеся подобными свойствами (например, тяжелые металлы, стойкие органические загрязнители и др.). Каждая группа загрязняющих веществ представлена в модели, набором модулей определяющих и их свойства и поведение в каждой природной среде. Кроме того, каждое загрязняющее вещество может быть представлено в виде различных физических состояний и химических соединений, специфичных для конкретной среды. Модули загрязняющих веществ могут присоединяться к модельной платформе с помощью процедуры, аналогичной той, которая использована для природных сред.


Основные группы веществ, включенные в текущую версию модели — ртуть, тяжелые металлы в составе атмосферного аэрозоля (Pb, Cd) и стойкие органические загрязнители (СОЗ). Дополнительная группа загрязняющих веществ, которые используется, в основном, для тестирования и оценки эффективности модели, включает инертные радиоактивные изотопы (131I, 134Cs, 137Cs, 132Te, и т.д). Кроме того, в ближайшем будущем планируется включить отдельную группу модулей для моделирования атмосферного аэрозоля с целью усовершенствования описания атмосферных процессов, относящихся к распространению тяжелых металлов и СОЗ (распределение газ-частицы, сорбция, гетерогенная химия и др.)

 

Расчетная область модели и пространственное разрешение

GLEMOS может применяться для оценки загрязнения на различных географических масштабах и с разным пространственным разрешением. Базовая сетка модели на глобальном масштабе имеет горизонтальное разрешение 1°×1°. При этом она имеет переменный шаг в зональном направлении при приближении к полюсами, для того, чтобы избежать чрезвычайно малых пространственных масштабов (и, связанных с ними, очень малых шагов интегрирования по времени). К северу от 82° с. ш. и к югу от 82° ю. ш., соответственно, ячейки сетки объединяются по две, сохраняя линейный шаг сетки не менее 15 км. Кроме того, в областях в непосредственной близости от полюсов (в радиусе 1°) отдельные ячейки сетки объединены в две круговые ячейки.

По вертикали расчетная область модели охватывает атмосферу до 10 гПа (около 30 км). Значительный вертикальный охват требуется для моделирования атмосферного переноса долгоживущих веществ в глобальном масштабе, чтобы избежать необходимости установки граничных условий на верхней границе, а также чтобы учесть возможный обмен между стратосферой и тропосферой. Вертикальная структура текущей версии модели состоит из 20 неоднородных сигма слоев, 10 из которых покрывают нижние 5 км тропосферы, и высота приземного слоя составляет около 75 м.

 

                 
Конфигурация горизонтальной сетки модели 1°×1°
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Вертикальная структура сетки модели

 

Параметризация физических и химических процессов

Параметризации процессов в природных средах, применяемые в GLEMOS, в значительной степени основаны на подходах, использованных в предыдущих, хорошо развитых и тщательно тестированных моделях MSCE-HM и MCSE-POP. Краткое описание основных процессов приведено в таблице.

 

  Процесс
  Описание
  Атмосфера
  Адвекция   Схема Ботта второго порядка, модифицированная для сферической геометрии
  Сохранение массы   Вычисление вертикальных скоростей из уравнения неразрывности, используя
  аналитическую инверсию схемы Ботта
  Турбулентная диффузия   Неявная разностная схема второго порядка
  Химия (ртуть)   Окислительно-восстановительные реакции с O3, OH, Cl, Br, BrO в газовой фазе и
  облачной воде
  Распределение газ-частицы (СОЗ)   Мгновенное равновесие регулируемое уравнением Юнге-Панкова
  Деградация (СОЗ)   Реакция с OH в газовой фазе; фото-деградация аэрозольной фракции (ПАУ)
  Океан
  Адвекция   Трехслойная конечно-разностная схема второго порядка типа «чехарда»
  Распределение между фазами (СОЗ)   Мгновенное равновесие регулируемое эмпирическими коэффициентами
  Седиментация   Скорость седиментации, аппроксимируемая формулой Стокса
  Деградация (СОЗ)   Процесс первого порядка, описываемый эмпирическими скоростями деградации
  Почва
  Вертикальный перенос   Перенос с конвективными потоками воды, диффузия и биотурбация

  Разделение между фазами (СОЗ)

  Мгновенное равновесие регулируемое эмпирическими коэффициентами со
  свободно доступным органическим углеродом; процесс динамического обмена
  первого порядка с потенциально доступным органическим углеродом
  Деградация (СОЗ)   Процесс первого порядка, описываемый эмпирическими скоростями деградации
  Обмен между средами
  Сухое выпадение   «Резисторный» подход; скорости сухого выпадения аэрозоля, зависящие от
  размера частиц
  Влажное выпадение   Внутри облачное и подоблачное вымывание, эмпирический подход
  Газовый обмен   «Резисторный» подход; упрощенная двухслойная модель


Более детально параметризация модели и описание подходов представлены в технических отчетах [Travnikov and Ilyin, 2005; Gusev et al., 2005; Tarrason and Gusev, 2008; Travnikov et al., 2009, Jonson and Travnikov, 2010, Travnikov and Jonson, 2011].

 

Тестирование модели

Модельная платформа GELMOS тестировалась в ряде численных экспериментов, проводившихся в рамках Целевой Группы по Полусферному Переносу Загрязнителей Воздуха (TF HTAP). Программа оценки моделей включала в себя тестирование атмосферного переноса, сравнение результатов моделирования с данными наблюдений и оценку неопределенности расчетов типа «источник-приемник» на глобальном масштабе. Кроме того, атмосферный модуль переноса GLEMOS был тестирован в численном эксперименте, основанном на расчете атмосферного переноса радиоактивных изотопов от аварийного выброса на АЭС Фукусима-1 (Япония).

 

Дальнейшее развитие

Разработка и обновление модельной платформы GLEMOS является непрерывным процессом, направленным на улучшение производительности модели и поддержку ее подходов и параметризаций в соответствии с развитием современных научных представлений. В частности, ближайшие изменения модели будут включать в себя:

  • Дальнейшее совершенствование модульной архитектуры, включая адаптацию и тестирование процедуры моделирования на различных масштабах и улучшение вычислительной эффективности;
  • Включение информации об атмосферном аэрозоле и химических реагентах для улучшения оценки уровней загрязнения тяжелыми металлами и СОЗ на основе внешних данных или упрощенных химических модулей;
  • Подготовка системы моделирования для распространения и поддержки в виде программного обеспечения с открытым исходным кодом

 

Литература

Travnikov O. and I.Ilyin [2005] Regional Model MSCE-HM of Heavy Metal Transboundary Air Pollution in Europe. EMEP/MSC-E Technical Report 6/2005, p.59.

Gusev A., Mantseva E., Shatalov V., Strukov B. [2005] Regional Multicompartment Model MSCE-POP. EMEP/MSC-E Technical Report 5/2005.

Travnikov O., J.E. Jonson, A.S Andersen, M. Gauss, A. Gusev, O. Rozovskaya, D. Simpson, V. Sokovykh, S. Valiyaveetil and P. Wind [2009] Development of the EMEP global modelling framework: Progress report. Joint MSC-E/MSC-W Report. EMEP/MSC-E Technical Report 7/2009.

Jonson J. E. and Travnikov O. (Eds.). [2010] Development of the EMEP global modeling framework: Progress report. Joint MSC-W/MSC-E Report. EMEP/MSC-W Technical Report 1/2010.

Travnikov O. and Jonson J. E. (Eds.). [2011] Global scale modelling within EMEP: Progress report. EMEP/MSC-E Technical Report 1/2011

 

Наверх

Global modelling framework GLEMOS is a multi-scale multi-pollutant simulation platform recently developed for operational and research applications within the EMEP programme. The framework allows simulations of dispersion and cycling of different classes of pollutants (e.g. heavy metals and persistent organic pollutants) in the environment with a flexible choice of the simulation domain (from global to local scale) and spatial resolution. In addition, GLEMOS supports multi-media description of the pollutants cycling in the environment. A modular architecture of the modelling system allows flexible configuration of the model set-up for particular research task and pollutant properties.

 

Scope of application

GLEMOS modelling system is developed for different research and operational applications including:

  • Multi-media simulations of the environment pollution with various contaminants on different scales (from global to national/local)
  • Estimates of long-term cycling and accumulation of pollutants in the environmental media
  • Assessment of intercontinental transport of the contaminants and its contribution to regional pollution
  • Evaluation of future pollution scenarios and interlinks between climate change and the environment pollution.

 

Modular architecture

General scheme of the modular architecture of
the GLEMOS modelling system

 

The modular architecture is a key feature of the modeling system aimed at providing flexibility for multi-media simulations of pollutants with diverse properties. Each environmental medium is presented in the model by a set of procedures describing general processes in the medium which are combined into the program modules. Each module can be attached to or detached from the model at the compilation stage using command scripts. All pollutants are combined in groups of substances with similar properties (e.g. mercury, particulate heavy metals, POPs etc.). Each pollutant group is presented in the model by a number of modules defining the pollutant properties and its behaviour in each environmental media. Besides, each pollutant can be characterized by different physical forms or chemical compounds specific for each media. The pollutant groups can be attached to the model using the procedure similar to that for the environmental media.

Three major groups of substances have been included into the current version of the modeling system: mercury, particle-bound heavy metals (Pb, Cd) and POPs. An additional pollutant group that is mainly used for testing and evaluation of the model performance pertains to inert and radioactive tracers (131I, 134Cs, 137Cs, 132Te, etc.) It is also planed to include a separate group of modules for simulation of atmospheric aerosol to improve the model description of heavy metal and POP related atmospheric processes (gas-particle partitioning, sorption, heterogeneous chemistry, etc.)

 

Model domain and spatial grid

GLEMOS allows application on different geographical scales with various spatial resolutions. The base model grid on a global scale has horizontal resolution 1°—1°. The grid has variable grid size in the zonal direction next to the poles to avoid extremely small spatial steps (and extra small integration time steps). Starting from the latitude 82° northward and southward, respectively, the grid cells are aggregated to keep the linear step of the grid not smaller than 15 km. Besides, the areas in the immediate vicinity of the poles (within the radius 1°) are presented by single circle grid cells.

In the vertical the model domain covers the height up to 10 hPa (ca. 30 km). Significant vertical coverage is required for modeling atmospheric dispersion of long-lived substances on a global scale in order to avoid the need of setting boundary conditions at the upper boundary as well as to take into account possible stratosphere-troposphere exchange. The current vertical structure consists of 20 irregular terrain-following sigma layers. Among them 10 layers cover the lowest 5 km of the troposphere and height of the lowest layer is about 75 m.

 

Configuration of the horizontal 1°—1° model grid
Vertical structure of the model grid

 

Parameterization of physical and chemical processes

Parameterizations of media processes implemented in the model are largely based on the previous well developed and extensively tested models MSCE-HM and MCSE-POP. A summary of the major model parameterizations is given in the table below.
 
 Process  Description
 Atmosphere

 Advection

 Second-order Bott scheme modified for spherical geometry
 Mass conservation  On-line calculation of vertical velocities using analytical inversion of the Bott scheme
 Eddy diffusion  Second-order implicit finite-difference scheme
 Chemistry (mercury)  Red-ox reactions with O3, OH, Cl, Br, BrO in gas phase and in cloud water
 Gas-particle partitioning (POPs)  Instantaneous equilibrium governed by Junge-Pankow
 Degradation (POPs)  Gas-phase reaction with OH; photodegradation of particle-phase (PAHs)
 Ocean
 Advection  3-time-level second order leapfrog finite-difference scheme
 Partitioning between phases (POPs)  Instantaneous equilibrium governed by partitioning coefficients
 Sedimentation  Based on sedimentation velocity estimated by the Stokes formula
 Degradation (POPs)  First-order process with empirically derived pollutant-dependent degradation rates
 Soil
 Vertical transport  Transport with convective water flux; diffusion and bioturbation
 Partitioning between phases (POPs)  Instantaneous equilibrium governed by partitioning coefficients (readily accessible OC); firs-order dynamic exchange with potentially accessible OC
 Degradation (POPs)  First-order process with empirically derived pollutant-dependent degradation rates
 Media exchange
Dry deposition  Resistance analogy approach, size-segregated deposition velocities of particles
Wet deposition  In-cloud and below-cloud scavenging, empirically derived approach
Gas exchange  Resistence analogy approach, simple two-layers model

 

More detailed descriptions of the model parameterisations and approaches is available in a series of technical reports [Travnikov and Ilyin, 2005; Gusev et al., 2005; Tarrason and Gusev, 2008; Travnikov et al., 2009, Jonson and Travnikov, 2010, Travnikov and Jonson, 2011].

 

Model evaluation

The GELMOS modelling system was extensively evaluated in a number of numerical experiments and multi-model studies within the Task Force on Hemispheric Transport of Air Pollution (TF HTAP). The validation program included testing the atmospheric transport, evaluation of model performance against observations and assessment of source attribution abilities on a global scale. In addition, the atmospheric transport module of GLEMOS was recently tested in a numerical experiment based on dispersion of radioactive isotopes from the Fukushima-1 accident.

 

Further development

Development and update of the GLEMOS modelling system is a continuous process aimed at improvement of the model performance and support of the model parameterisations in the state-of-the-art condition. In particular, nearest model developments will include:

  • Further improvements of the modular architecture including adaptation and testing of the nesting procedure for multi-scale simulations and improvement of the framework computational efficiency;
  • Incorporation of data on aerosols and atmospheric reactants based on external datasets or simplified chemical modules for improving evaluation of HM and POP pollution levels;
  • Preparation of the modelling system for distribution and support as open source software.

 

References

Travnikov O. and I.Ilyin [2005] Regional Model MSCE-HM of Heavy Metal Transboundary Air Pollution in Europe. EMEP/MSC-E Technical Report 6/2005, p.59.

Gusev A., Mantseva E., Shatalov V., Strukov B. [2005] Regional Multicompartment Model MSCE-POP. EMEP/MSC-E Technical Report 5/2005.

Travnikov O., J.E. Jonson, A.S Andersen, M. Gauss, A. Gusev, O. Rozovskaya, D. Simpson, V. Sokovykh, S. Valiyaveetil and P. Wind [2009] Development of the EMEP global modelling framework: Progress report. Joint MSC-E/MSC-W Report. EMEP/MSC-E Technical Report 7/2009.

Jonson J. E. and Travnikov O. (Eds.). [2010] Development of the EMEP global modeling framework: Progress report. Joint MSC-W/MSC-E Report. EMEP/MSC-W Technical Report 1/2010.

Travnikov O. and Jonson J. E. (Eds.). [2011] Global scale modelling within EMEP: Progress report. EMEP/MSC-E Technical Report 1/2011

 

Go to top